Персональный сайт педагога

 

Воспитатель МБДОУ "Детский сад № 340"

Воробьёва Ольга Васильевна

Проект "Осень золотая"

 

Познавательно – творческий проект: "Осень золотая!"

1 младшая группа

 

         История: Ещё с давних времен людей интересовали загадочные явления в природе, которые они не могли объяснить и они стали их боготворить. Создавали себе богов и приклонялись им, чтобы те могли оградить их от бед. И до наших дней сохранились многие праздники, связанные с прославлением природы.

         Проблема: У детей данной группы слишком маленький жизненный опыт и знания о природе. Они не знакомы с происхождением тех или иных явлений, процессов в природе, не могут ответить на интересующие их вопросы: "Зачем и куда улетают птицы?", "Зачем опадает листва?", "Куда прячутся насекомые?" и т. д. Они очень любознательны и хотят все знать, поэтому мы решили провести углубленную работу по ознакомлению детей с природой через познавательно-творческую деятельность.

         Цель: Расширение и обогащение знаний детей по лексическим темам: "Овощи", "Фрукты", "Осень".

         Задачи:

- расширять знания детей об осени, её признаках и явлениях; расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов;

- развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин; формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.

- развивать навыки организованного поведения в детском саду; формировать доброжелательное отношение друг к другу.

   - развивать умения драматизировать небольшие отрывки из произведений.

- передавать в рисунке красоту окружающей природы; обращать внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету; развивать умение ритмично наносить пятна, мазки (осенние листья на деревьях); развивать эстетическое восприятие.

- формировать навыки художественного исполнения различных образов при пении; формировать эмоциональную отзывчивость на произведение.

         Вид проекта: познавательно-творческий.

         Возраст детей: 2 - 3 года.

         Продолжительность: 3 недели.

         Участники проекта: дети, воспитатели, музыкальный работник, родители.

         Форма реализации:

1. НОД

2. дидактические, коммуникативные, пальчиковые, подвижные игры;

3. беседы, стихи, сказки.

4. рассматривание иллюстраций, картинок.

5. использование магнитофона: прослушивание песен об осени.

         Оборудование: магнитофон, музыка "осень", стихи, муляжи фруктов и овощей, альбомные листы (для рисования), салфетки, краски, кисти, баночки с водой, иллюстрации осени, клеёнки, пластилин.

         Конечный продукт: развлечение - праздник "Осенины", выставка детских работ, выставка поделок "Осень золотая" (совместно с родителями) .

         Предполагаемый результат:

1. Обогатятся и расширятся знания детей об осени, её признаках и дарах;

2. Пополнится словарный запас детей, как активного, так и пассивного словаря;

3. У детей сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе.

         Ожидаемый результат:

         Педагоги и дети удовлетворены проведенной работой и результатами проекта.

         Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.

         Дети знают и называют:

- большое количество овощей и фруктов;

- осенние приметы и явления;

- дети стали более раскрепощены и самостоятельны;

- в свободной деятельности широко применяют пение песен, подвижных игр.

         Этапы работы над проектом:

         Подготовительный этап:

1. Составление плана совместной работы с детьми, музыкальным работником и родителями:

Воспитатели:

         Подбор материала и оборудования для НОД, бесед, игр с детьми, ширма передвижка "Осень золотая", стихи, загадки.

Сотрудничество с родителями:

         Участие в выставке поделок на тему "Осень золотая"

Музыкальный руководитель совместно с воспитателем:

         Развлечение: праздник "Осенины"

         Основной этап:

Мероприятия по работе с детьми:

1. Чтение художественной литературы

2. беседы

3. НОД

4. наблюдения

5. рисование

6. лепка

7. дидактические игры

8. пальчиковые игры

9. подвижные игры

Методы и приемы:

 - чтение художественной литературы и развитие речи:

         А.К. Толстой "Осень", Г. Лагздынь "Дождь считает: Кап - кап - кап", "Мишка", РНС "Репка"

Беседы "Осень в гости к нам пришла", "Любимые красоты осени", "Осень золотая", "Чудесные листья", "Узнай и назови овощи", "Ветерок"

Наблюдения: Проводились ежедневно на прогулках согласно плану.

Рисование: "Красивые листочки", "Падают, падают листья", "Дождик - дождик: кап - кап - кап", "Ветерок, подуй слегка".

Лепка: "Собираем урожай: яблочки", "Рябинка", "Падают, падают листья".

Дидактические игры: "Что нам осень принесла", "Собери картинку" (с осенним пейзажем), "Чудесный мешочек".

Пальчиковые игры: "Вышел дождик на прогулку", "Дождик - дождик: кап - кап - кап".

Подвижные игры: "Кружатся листочки", "Осень", "Солнышко и дождик", "Птички летят", "У медведя во бору", "Листопад".

Мероприятия по работе с родителями:

         Участие в выставке поделок на тему осени.

        Заключительный этап:

- оформление выставки детских рисунков: "Осень";

- оформление выставки поделок "Осень золотая";

- развлечение: праздник "Осенины"

 Приложение

Рисование

"Дождик, дождик, кап-кап-кап"

Задачи. Учить изображать тучу и дождь пальчиками или ватными палочками (по выбору педагога и детей). Знакомить с синим цветом. Показать взаимосвязь между характером образа и средствами художественно-образной выразительности. Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать интерес к познанию природы и отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности.

Материалы, инструменты, оборудование. Листы бумаги голубого цвета с изображениями туч ( нарисованными или выполненными в технике аппликации), ватные палочки, гуашевые краски синего цвета, салфетки бумажные и матерчатые, стаканчики с водой; вариативные образцы для пояснения техники.

Содержание занятия.

Педагог рассказывает « Мокрую считалку» Г.Лагздынь:

Дождь считает:

-Кап-кап-кап!

Капает считалка.

Кап да кап! Кап да кап!

Капает на галку!

-Кап да кап! Кап да кап!-

Возмутилась галка.-

Очень мокрая для лап,

Дождь твоя считалка!

         Педагог предлагает детям нарисовать тучки, из которых на землю капает дождик. Показывает вариативные образцы, выполнение пальчиками и ватными палочками ( с тучками, разными по форме и цвету, и дождиком - более редким и более частым). Спрашивает детей, догадались ли они, чем нарисованы эти картинки (пальчиками и ватной палочкой). Воспитатель обращает внимание сначала на цвет туч и дождинок (синий), а затем на частоту размещения пятнышек (отпечатков): на туче пятнышки поставлены плотно, почти сливаются. Иногда находятся друг на друга. а пятнышки-дождинки размещены свободно,(летят) на расстоянии друг от друга. Дети выбирают листы бумаги с изображениями тучек, которые воспитатель заранее нарисовал или приклеил, и начинают рисовать пальчиками или ватными палочками по своему желанию:

«сначала заполняют пятнышками силуэты или контуры дождевых тучек;

« затем ставят более редкие пятнышки, под тучками - показывают, как из тучек идёт дождик.

         Воспитатель поощряет детей сопровождать ритм отпечатков ритмов слов; «кап-кап , кап-кап, кап-кап».

 Рисование

"Листочки танцуют"

Задачи. Учить рисовать красками: правильно держать кисть, смачивать ворс («хвостик»), набирать краску и ставить отпечатки приемом «примакивание». Создать условия для экспериментирования с новыми для детей художественными инструментом ( кисточкой). Развивать чувство цвета и ритма.

Материалы. Инструменты. Оборудование. Листы бумаги белого или светло-голубого цвета, краски гуашевые желтого и красного цвета. Кисти беличьи или колонковые, стаканчики (баночки) с водой, салфетки бумажные и матерчатые; красивые осенние листья разного цвета и размера, собранные на прогулке.

Содержание занятия.

         Воспитатель показывает красивые осенние листья разного цвета и размера, собранные накануне на прогулке, и напоминает детям о том , как они любовались «танцующими» листочками- красными, желтыми. Оранжевыми…Просит показать сначала желтую краску ( такую же ,как листок), затем красную. Выставляет на мольберт лист голубого цвета. Рисует приемом «примакивание» желтые и красные листочки: « Прикладываю ворс кисти к листу и сразу же убираю ( отрываю), прикладываю - убираю…Шлёп-шлёп-шлёп…» Педагог просит детей взять в руки кисточки, проверяет положение пальцев и помогает взять кисть правильно. Показывает в воздухе, как нужно рисовать листочки: «шлёп-шлёп-шлёп…» Дети подражают движениям педагога. Затем воспитатель предлагает нарисовать листики сухой кисточкой. Дети ставят отпечатки и убеждаются, что на бумаге ничего нет. Воспитатель поясняет, что кисточка ничего не может нарисовать без красок. Пошагово демонстрирует все операции и вовлекает детей в точное подражение:

- берем кисточку в руку:

- окунаем хвостик в воду - кисточка хочет пить (лишнюю капельку отжимаем о край баночки);

- набираем краску на хвостик (ворс) – окунаем только хвотик, чтобы кисточка не испачкалась;

- рисуем листики – ставим отпечатки: шлёп- шлёп – шлёп (прикладываем хвостик к бумаге и сразу же убираем). Дети экспериментируют – ставят отпечатки на листах бумаги белого или светло-голубого цвета. Воспитатель показывает детям настоящие осенние листочки разного цвета и спрашивает детей, почему у них на картинах все листочки одинаковые. Показывает, как нужно промывать ворс кисти (кисточка купается), и просит продолжать рисовать новым цветом. В конце занятия дети составляют на полу большую панораму и любуются красивым листопадом. Воспитатель говорит: «Вот какие красивые листочки кружатся и танцуют в воздухе!»

 

Лепка

"Падают, падают листья"

Задачи. Учить детей создавать рельефные изображения из пластилина - отщипывать кусочки желтого, красного, оранжевого цвета. Прикладывать к фону и прикреплять (прижимать, примазывать) пальчиками. Вызвать интерес к составлению длинной «дорожки» из отдельных пластилиновых «картинок». Развивать чувство цвета, тактильные ощущения. Укреплять пальчики и кисть руки.

Материалы. Инструменты. Оборудование. Небольшие листы или полоски бумаги коричневого ,терракотового, серого и темно-зеленого цвета(для дорожки); пластилин желтого, оранжевого и красного цвета; салфетки бумажные и матерчатые; игрушка-мишка; осенние листья для создания игровой ситуации.

Содержание занятия.

         Воспитатель вводит детей в творческую ситуацию: слегка подбрасывает осенние листочки так, чтобы они опустились на стол, показывает игрушку- медвежонка, ставит его на осенние листья и начинает передвигать. Будто мишка бредёт по осенним листьям. В это время читает стихотворение Г. Лагздынь «Мишка»:

Бродит мишка у берлоги,

В желтых листьях вязнут ноги.

-Ты чего вздыхаешь , мишка?

Прошуршала тихо мышка.

Отвечает косолапый,

Промокнув глазенки лапой:

-Матушка - медведица

На меня всё сердиться;

Я прошу: «Дай, мама, мёда!»,

А она : и «поспи полгода…».

         Воспитатель усаживает мишку на листочки и предлагает сделать для него дорожку. Показывает дорожки ( листочки ) бумаги коричневого , терракотового, серого и темно-зеленого цвета. Выкладывает вместе 3-4 полоски и поясняет, что это дорожка, по которой будет гулять мишка. Предлагает детям выбрать полоску любого цвета. Дети выбирают. Педагог просит показать, как мишка будет гулять по дорожке. Дети имитируют ходьбу – ставят на бумажные полоски пальчики (указательный и средний) и перебирают ими, будто «ножки шагают по дорожке».

         Затем педагог сообщает, что осенью на дорожку падают листочки. Отщипывает кусочки пластилина желтого . оранжевого и красного цвета (комментирует: «как помидорчик», «как солнышко». «как апельсин»), прикладывает к бумажной полоске и примазывает пальчиком. Дети наблюдают и включаются в творческий процесс – отщипывают кусочки пластилина и примазывают к своим полоскам. В конце занятия воспитатель помогает детям составить одну длинную дорожку ( которую желательно замкнуть в кольцо ). Показывает, как мишка гуляет по дорожке , и благодарит детей.

 

 Дидактические игры:

"Что нам осень принесла"

Осень в гости к нам пришла,

дети разводят руки в стороны

Дождь
  И ветер принесла.

постукивают ладошками по ногам

Ветер дует, задувает

машут из стороны в сторону руками, поднятыми над головой

С веточек листву сдувает.

проводят ладонью левой руки по вытянутой правой и наоборот

Листья по ветру кружатся

кружатся

И под ноги нам ложатся

плавно опускаются на пол

"Собери картинку"

         Программное содержание: развивает наблюдательность, восприятие целостного и частичного изображения, речь детей.

         Описание игры: Данная игра изготовлена из разрезных картинок.

         В коробке находятся картинки с изображением животных (медведя, зайца), овощей (картофеля, моркови, капусты), фруктов (яблока, груши).

         Ход игры: Играть можно как индивидуально, так и подгруппой детей. После составления картинки можно применить составление описательного рассказа.

"Чудесный мешочек"

         Цель – учить детей узнавать предметы по характерным признакам.

         Игровое правило - отгадывать знакомый предмет на ощупь.

         Материал – мешочек (с овощами, фруктами)

 

Пальчиковые игры:

"Вышел дождик на прогулку".

Вышел дождик на прогулку (указательным и средним пальцем «шагают»)

Он бежал по переулку (по столу)

Барабанит по окошку (загибают по одному пальцу на обеих руках)

Напугал большую кошку (на каждую строчку)

Вымыл зонтики прохожих

Крыши дождик вымыл тоже.

Сразу мокрым город стал, (трясут ладонями. стряхивают воду)

Дождик кончился. Устал. (кладут ладони на стол)

"Дождик - дождик: кап - кап - кап"

Дождик, дождик,

Кап-кап-кап,

Мокрые дорожки,

Все равно пойду гулять,

Надевай сапожки.

         Все время, пока поется песенка, малыш постукивает указательным пальчиком по ладошке, чередуя руки.

 

Подвижные игры:

"Кружатся листочки".

Листья осенние тихо кружатся,

Листья под ноги тихо ложатся.

И под ногами шуршат, шелестят.

Будто опять закружиться хотят.

         (Дети, под плавную музыку кружатся, расставив руки в стороны.

Приседают, движения руками влево-вправо. Снова кружатся на носочках).

"Осень".

Осень. По утрам морозы. (Дети встают на носочки и поднимают руки вверх)

В рощах жёлтый листопад. (Потом приседают, кружатся на носочках)

Листья около берёзы (Руки на поясе, приседают)

Золотым ковром лежат. (Делают плавные движения руками перед собой вправо-влево)

В лужах лёд прозрачно-синий. (Бегут на носочках, останавливаются)

На листочках белый иней. (Приседают)

"Солнышко и дождик"

         Цель: формировать умение ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь, друг на друга; приучать действовать по сигналу.

         Ход игры:

         Дети сидят на стульчиках. Воспитатель говорит «Солнышко!». Дети ходят и бегают по залу в разных направлениях. После сов «Дождик!», они бегут на свои места.

         Игра может проходить с музыкальным сопровождением. После того как игра хорошо освоена, слова можно заменять звуковыми сигналами.

«Листопад»

         Цель: согласовывать движения с сигналом воспитателя. Закрепить цвет.

         Указания взрослого: Осенние листочки кружатся медленно. Осенние листочки разные: зеленые, желтые, красные. Будьте внимательны.

                                          

Листопад! Листопад!

                                           Листья желтые летят! (летят желтые листья)

                                           Листопад! Листопад!

                                           Листья красные летят! (летят красные листья)

                                           Листопад! Листопад!

                                           Листья зеленые летят! (летят зеленые листья)

"Птички летят"

         Цель игры:обучение основным видам движения, развивает дисциплинированность и внимательность.

         На игровой площадке раскладываются обручи. Это гнездышки для птичек. В каждое из них становится ребёнок-«птичка». Воспитатель говорит: «Солнышкосветит. Птички вылетели из гнезда».

         После этихслов «птички» выпрыгивают из своего гнезда и разлетаются по игровой площадке, машут руками-«крылышками», переходя с ходьбы на бег и обратно.

         Воспитатель подает другой сигнал: «Вечер наступа­ет… Птички летят домой!..»

         После этих слов «птички» спешат занять свободное гнездо.

"У медведя во бору"

         Цель: закреплять умение двигаться врассыпную, имитировать игровые движения, двигаться в соответствии с текстом.

         Ход игры:

         Дети располагаются на одной стороне зала, а водящий на другой. Игроки двигаются к спящему медведю со словами:

У медведя во бору
Грибы-ягоды беру.
А медведь не спит
И на нас рычит.
         Медведь с рычанием пытается поймать детей, те убегают. Поймав кого-либо, отводит к себе. Игра повторяется.

 

Дата последнего обновления страницы 13.12.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»