Персональный сайт педагога

 

Воспитатель МБДОУ "Детский сад № 340"

Воробьёва Ольга Васильевна

Опыт работы

 

 

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в проектной деятельности. 

 

 

Условия возникновения опыта 

 

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Многие идеи воспитания у детей привычек здорового образа жизни оказались нежизнеспособными из-за невозможности решать проблемы, связанные с семьей. Усугубляют эту проблему и условия экономической нестабильности общества. 

Но главным препятствием является, по нашему убеждению, отсутствие у детей осознанного отношения к своему здоровью. Потребность в его здоровье есть у родителей, школы, общества, и все вместе мы пытаемся внушить ребенку свое представление о здоровье. Поэтому и в образовательных программах дошкольных учреждений все больше разделов, посвященных изучению организма человека, обеспечению безопасности его жизни. Не исключая этих подходов, мы считаем, что главное — помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье. 

Возможно ли это в таком юном возрасте? При создании определенных условий возможно. Необходимо погружение ребенка в особо организованную жизненную среду, формирующую привычки здорового образа жизни без их декларирования взрослыми. Новая организация жизненной среды, активизация методов профилактики требует решения не только организационно — методических проблем, но, прежде всего изменения управленческих подходов к оздоровительной деятельности дошкольного учреждения и соответственного изменения его структуры.

 

Для этого важно уметь конструировать познавательную деятельность детей на занятиях, в быту и в игре, а так же в проектной деятельности. 

 

Осознавая важность поставленной проблемы, мною был проведен анализ организации познавательных занятий в своей подготовительной группе и их влияние на формирование осознанного отношения детей к своему здоровью. 

В результате была определена цель работы — Формирование основ здорового образа жизни у детей, посредством различных здоровье сберегающих технологий и техник в рамках проектов. 

 

В процессе ознакомления старших дошкольников с привычками здорового образа жизни решаются следующие задачи: 

1.    Сформировать осознанное отношение к необходимости беречь и укреплять своё здоровье; 

2.   Повысить интерес к занятиям физической культурой и спортом; 

3.   Расширить двигательные возможности ребёнка за счёт освоения новых движений и упражнений здоровье сберегающих технологий; 

4.   Повышать эмоциональное благополучие ребёнка за счёт проведения разнообразных и увлекательных мероприятий физкультурной направленности. 

5.   Формировать потребность в физическом и нравственном совершенствовании, в здоровом образе жизни; 

6.   Расширять знания детей о продуктах здорового и вредного питания; 

7.   Формировать у детей интерес и готовность к соблюдению правил рационального и здорового питания; 

8.   Способствовать развитию творческих способностей детей, умение работать сообща, согласовывая свои действия. 

 

Актуальность опыта 

 

В последние годы наблюдается огромный интерес к проблеме индивидуального здоровья человека, что подтверждается большим количеством исследований ведущих ученых России и мира?(И. А. Аршавский, Н.Г. Веселов, М.Я. Виленский, Н.П. Дубинин и др.). 

Особую обеспокоенность вызывает здоровье наших детей, ибо здоровье нации и прогрессивная динамика всего общества связаны со здоровьем нового человека XXI века и будущим России. 

Однако данные физического состояния детей свидетельствуют, что здоровье нашего подрастающего поколения далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества. 

По мнению ученых, необходима концентрированность на детском периоде жизни, т.к. именно этот период определяет развитие потенциальных возможностей взрослого человека. 

В детстве человек осуществляет более напряженную, более сложную, чем взрослый, работу по саморефлексиисамопостроению, самоконтролю и саморегулированию. Если ребенок пассивен в этом процессе, то деформируется его социализация, разрушается здоровье. 

Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни. 

Однако в отличие от взрослого ребенок "за здоровьем" не побежит. Необходима технология формирования культуры двигательной деятельности личности соответственно возрастным особенностям дошкольников, которая была бы ориентирована на их самосохранение и саморазвитие. 

Разработанная система обучения знаниям, умениям и навыкам обеспечения и поддержания здоровья начиная с периода первого детства, позволит успешно решать задачу формирования своей философии жизни, собственной философии здоровья. 

Между тем в существующих программах обучения и воспитания детей дошкольного возраста отсутствует научно обоснованная технология решения данного вопроса. В этой связи назрела необходимость специального исследования процесса формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных учреждений. 

 

Ведущая идея опыта 

 

Разработать модель формирования привычек здорового образа жизни через проектную деятельность у детей старшего дошкольного возраста и определить педагогические условия ее реализации в дошкольном образовательном учреждении. 

Новизна опыта 

Детский сад должен стать “школой здорового стиля жизни” детей, где любая их деятельность?(учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.)?будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья. 

 

Длительность работы над опытом 

 

Работа над формированием актуального педагогического опыта по теме?«Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в проектной деятельности»?велась в период 2016-2017 годов. 

Результаты апробации технологии опыта, методов и средств развития здорового образа жизни у дошкольников довольно позитивные и дают возможность моим воспитанникам, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье. 

Диапазоном опыта 

Формирование привычек здорового образа жизни, происходит на всем периоде дошкольного детства. Этот возрастной этап характеризуется развитием всех познавательно-психических процессов. Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста, в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. 

Для дошкольников ведущей деятельностью является игра, поэтому диапазон опыта представлен комплексной системой, в которую включены игры и упражнения на формирование привычек здорового образа жизни. 

 

Теоретическая база опыта

 

Дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, нам, воспитателям, необходимо знать, прежде всего, что сам термин?«здоровье»?определяется неоднозначно. 

Понятие “здоровье” имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: “Здоровье- это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов”. 

Данное определение крайне сложно применить к здоровью граждан России, живущих в условиях экономической нестабильности и социального напряжения. С учетом этого современным условиям более адекватно сформулированное профессором С. М. Громбахом определение здоровья как “степени приближения” к полному здоровью, которая позволяет человеку успешно выполнять социальные функции. 

Это приведет к формированию привычки вести здоровый образ жизни, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями. Таким образом, сформированные традиции здорового образа жизни становятся достоянием нации, государства, неотъемлемой частью жизни людей. 

Зачастую у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. Это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят. 

Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка-дошкольника, имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу. 

 

Поэтому в работе с детьми важно помнить и соблюдать заповеди, сформулированные гениальным русским режиссером К. С. Станиславским: трудное надо сделать привычным, а привычное — легким и приятным. 

Исходя из этого занятия оздоровительно-педагогического характера должны быть систематичными и комплексными, вызывать у ребенка положительные эмоциональные реакции, по возможности содержать элементы дидактической игры и двигательные упражнения. Кроме того, материалы подобных занятий должны находить отражение во всех режимных моментах дошкольного учреждения?(учебных занятиях, режиме дня, занятиях физической культурой, воспитательных занятиях, в мероприятиях общего масштаба для всего детского сада). 

По словам Б. Н. Чумакова, купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями. Но для того, чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его?(родителей, воспитателей, врачей, учителей и др.), с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. 

Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни. Знания, умения и навыки, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни. 

Учитывая реальность настоящей и объективной закономерности педагогики, воспитание здорового образа жизни должно быть глубоко национальным, т.е. базироваться на культурном опыте народа, его традициях, обычаях, обрядах и формах социальной практики. 

Организация обучающей оспитательной работы в дошкольном учреждении должна быть направлена на то, чтобы дети овладели глубокими знаниями, обще учебными умениями и привычками, сохранили и укрепили здоровье. Достижение этой цели возможное при условии учета возрастных особенностей дошкольников, соблюдение гигиенических требований. 

Технология опыта 

На сегодняшний день реалии жизни таковы, что увеличивается процент детей относящихся к группе риска и в ДОУ. Подобная ситуация привела меня к мысли создавать больше проектов, касающиеся здорового образа жизни и реализовывать их не только в группе, но и в нашем дошкольном образовательном учреждении. 

Система работы по проектам построена с учетом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей дошкольного возраста, опирается на основные принципы психологии и дошкольной педагогики. 

Значительное место отведено повышению психоэмоциональной устойчивости: элементы релаксации под музыку и звуки природы, обучение пониманию своего эмоционального состояния. 

Большая роль в работе отводится созданию информационной “Среды здоровья”?(схемы, рисунки, стенгазета?«Рассуждалки»лэп-буки, уголок здорового питания, папки-передвижки о двигательной активности, книжки-малышки, ди?«Аскорбинка и её друзья», пирамида здоровья, коллаж?«Полезные и вредные продукты»), которая не только напрямую, но и опосредованно влияет на формирование мировоззрения ребенка. 

Проведение совместных мероприятий с родителями дает возможность выявить проблемы в общении Родитель-Ребенок и найти совместные пути их решения через использование в проекте игровых и двигательных методик. 

Таким образом, создается благоприятная база для формирования физического, психического и психологического здоровья ребенка. 

После изучения и отбора необходимого содержания из дошкольных методик были составлены этапы работы над проектами для старшего дошкольного возраста. 

Информация для родителей оформляется на специальных стендах, проводятся консультации, совместные занятия с детьми, спортивные развлечения, походы, экскурсии. 

Таким образом, совместная работа всех взрослых, окружающих дошкольника, через выбор методов, средств и форм обучения, а также контроля за изменениями в стиле жизни создает фундамент культуры ЗОЖ, включающий в себя положительную мотивацию и знания, умения, навыки, привычки здорового образа жизни. 

 

Формирование культуры ЗОЖ проходит на протяжении всего времени пребывания ребенка в ДОУ: 

·        Режимные моменты: утренняя гимнастика, прогулка, режим питания, послеобеденный сон: оздоровительно- профилактическая гимнастика?(сюжетно-игровая); ходьба по массажным дорожкам в сочетании с контрастными воздушными ваннами. 

·        Учебно-воспитательный процесс: НОД?«Наша традиция – быть здоровыми!»,?«Я здоровье берегу, быть здоровым я хочу»; двигательная разминка во время перерыва между периодами НОД?(с преобладанием статистических поз); физкультминутки?(имитационные, общеразвивающие упражнения); занятия физической культурой; музыкальные занятия?(с элементами ритмопластики); беседы:?«В здоровом теле, здоровый дух»,?«На зарядку тановись!». 

·        Физкультурно-массовые мероприятия, так же совместно ДОУ и семьи: неделя здоровья; физкультурно-спортивные праздники на открытом воздухе; физкультурные и спортивные досуги:?«Все на старт!»,?«Наши папы», подвижные игры и физкультминутки ко "Дню матери". 

Таким образом, осуществляется комплексный подход в формировании культуры ЗОЖ у воспитанников нашей группы. 

 

В нашей группе были проведены следующие проекты: 

1.    «Будь здоров!». 

2.   «Здоровое питание- залог здоровья». 

3.   «Наши папы». 

4.   «Здоровей-ка!». 

Структура проекта: 1 этап – подготовительный. 

2 этап – реализация проекта. 

3 этап – заключительный. 

Результативность опыта.

1. Развитие духовно-богатой личности ребёнка, как активного участника проекта. 2. Создание благоприятных условий для саморазвития ребёнка, проявление его творческой деятельности. 3. Обогащение детей знаниями о пользе витаминов для нашего организма. 4. У детей появился больше интерес к занятиям физкультурой и спортом. 5. У родителей появился больше интерес сотрудничать с педагогами детского сада в целях гармоничного развития и воспитания ребёнка. Возникает желание больше времени уделять совместным с детьми мероприятиям, направленным на сохранение и укрепление здоровья семьи. 

При организации проектной деятельности по формированию здорового образа жизни важно ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества. 

Модель формирования здорового образа жизни через проектную деятельность у детей старшего дошкольного возраста\\ 

 

Семинар-практикум для родителей «Здоровьесберегающие технологии в воспитательно — образовательном процессе в ДОУ» 

 

Цель: 

·        Познакомить участников семинара с опытом работы по применению здоровьесберегающих технологий в ДОУ, посредствам развивающей среды по физическому воспитанию для дальнейшего применения в домашних условиях. 

Здравствуйте, уважаемые родители. Меня зовут Елена Николаевна. Я занимаю должность инструктора по физкультуре в детском саду. Хочу познакомить вас со здоровьесберегающими технологиями, которые я использую на занятиях по физической культуре. 

 

Начать наше занятие с вами, уважаемые родители, я хочу словами:?«Кто рассчитывает обеспечить себе здоровье, пребывая в лени, тот поступает так же глупо, как и человек, думающий молчанием усовершенствовать свой голос». Приучать ребенка к спорту нужно с детства, детский сад, родители должны показывать своим детям пример активной, интересной и подвижной жизни. Чем более крепким здоровьем и хорошими физическими данными мы вооружим наших детей в дошкольном возрасте, тем лучше они потом приспособятся к новым социальным условиям. 

Для занятий физкультурой в нашем саду есть большой физкультурный зал. Есть физкультурное оборудование, которое соответствует всем санитарным нормам. Занятия по физкультуре проводятся 2 раза в неделю в первой половине дня. Продолжительность занятия 20 минут. У ребенка обязательно должна быть специальная форма для занятий физкультурой: футболка, шортики, носочки, чешки. 

ЗСТ – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение и укрепление здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. 

Одним из видов здоровьесберегающих технологий являются физкультурные занятия включающие дыхательную гимнастику, точечный массаж, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз, релаксация и т.д. 

1. Для чего нужна дыхательная гимнастика? 

Этот вопрос часто возникает у нас, когда мы слышим данный термин. С помощью дыхательной гимнастики ваш ребенок не только оздоровится, будет пребывать в хорошем настроении и дышать полной грудью, но и вы вместе с ним вздохнете с облегчением. При регулярном выполнении такой гимнастики простуды будут обходить ваше чадо стороной! 

Дыхательные упражнения — эти упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, выздоравливающим после воспаления лёгких, детям, страдающим бронхиальной астмой. Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение?(медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое), развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма. 

 

Правильное дыхание. 

Еще одно необходимое условие правильного развития, хорошего роста – умение правильно дышать. Ребенка легко можно научить правильному дыханию. Девять детей из десяти дышат неправильно и по этой причине плохо себя чувствуют. 

Ребенка, не умеющего правильно дышать, можно узнать сразу: узкие плечи, слабая грудь, рот открыт, движения нервозны. 

·        Ваша задача – научить ребенка хорошо очищать легкие. Если он полностью не выдыхает, то в глубине легких остается изрядное количество испорченного воздуха, а кровь получает мало кислорода. Научив ребенка дышать через нос, вы поможете ему избавиться от частых насморков, гриппа, ангины и т.п. 

Нужно приучить ребенка к полному дыханию, чтобы он расширял грудную клетку и развивал мышцы живота. Покажите, как втягивать живот во время дыхания, сделать его плоским и впалым. 

 

 

Практическая часть 

 

Дыхательная гимнастика?(на развитие дыхание)?укрепляет защитные силы организма, насыщает каждую клеточку кислородоми 

 

Упражнение на развитие дыхания?«Кашка»: 

Кашка на плите пыхтела: 
«Пых-пых, пых-пых!»?Спокойно.
 
Разговаривать хотела:
 
«Пых-пых, пых-пых!»?Радостно.
 

Но никто ее не слушал: 
«Пых-пых, пых-пых!»?Жалобно.
 
Все хотели кашку скушать:
 
«Пых-пых, пых-пых!»?Грустно.
 

Кашка очень рассердилась: 
«Пых-пых, пых-пых!»?Сердито.
 
Рассердилась… и сварилась:
 
«
Пш-ш-ш?Удивленно, показывают, как снимают с кастрюли крышку. 

 

2. Пальчиковая гимнастика 

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». 

Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. 

Пальчиковая гимнастика?«Ладошки» 

Разотру ладошки сильно, 
Каждый пальчик покручу.
 
Поздороваюсь со всеми,
 
Никого не обойду.
 

С ноготками поиграю, 
Друг о друга их потру.
 
Потом руки?«
помочалю», 
Плечи мягко разомну.
 

Затем руки я помою, 
Пальчик в пальчик я вложу,
 
На замочек их закрою
 
И тепло поберегу.
 

Вытяну я пальчики, 
Пусть бегут, как зайчики.
 
Раз-два, раз-два,
 
Вот и кончилась игра.
 

Вот и кончилась игра, 
Отдыхает детвора
 

Гимнастики для глаз 

Необходима как профилактика нарушений зрения дошкольников: 

·        предупреждение утомления, укрепление глазных мышц, снятие напряжения 

общее оздоровление зрительного аппарата. 

Гимнастика для глаз?«Стрекоза»: 

Вот какая стрекоза – Как горошины глаза!?(пальчиками сделать очки) 

Влево – вправо, назад – вперед?(смотрят глазами вправо-влево) 

Ну, совсем, как вертолет?(круговые движения глаз) 
Мы летаем высоко (смотрим вверх,
 
Мы летаем низко?(смотрим вниз).
 
Мы летаем далеко (прищурить глаза,
 

Мы летаем близко?(поморгать быстро глазами). 

Точечный массаж — элементарный прием самопомощи своему организму. Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своем организме и являются и являются профилактикой простудных заболеваний. 

Оздоровительный массаж всего тела 

 

 Самомассаж 

По тексту стихотворения дети выполняют шлепки ладонями: 

Вот у нас игра какая: 
Хлоп, ладошка,?(Хлопки в ладоши.)
 
Хлоп, другая!
 
Правой, правою ладошкой?(Шлепки по левой руке от плеча к кисти.)
 

Мы пошлепаем немножко.?(Шлепки по правой руке.)?А потом ладошкой левой 
Ты хлопки погромче делай.
 
А потом, потом, потом?(Легкое похлопывание по щекам.)
 
Даже щечки побьем.
 

Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!?(Хлопки над головой.) 
По коленкам — шлеп, шлеп!?(Хлопки по коленям.)
 
По плечикам теперь похлопай!?(Шлепки по плечам.)
 
По бокам себя пошлепай!?(Шлепки по бокам.)
 

Можем хлопнуть за спиной!?(Шлепки по спине.) 
Хлопаем перед собой!?(Шлепки по груди.)
 
Справа — можем! Слева — можем!
 
И крест-накрест руки сложим!?(Поколачивание по груди справа, слева.)
 

И погладим мы себя. 

Вот какая красота.?(Поглаживание по рукам, груди, бокам, спине, ногам.) 

Релаксация 

Родители, давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит. А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца солнышко. Яркий и тёплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. 

Давайте пошлём друг другу немного света и тепла своего сердца. 

Похлопали и улыбнулись. Спасибо. 

Будьте здоровы. 

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 13.12.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»