МБДОУ «Детский сад № 340»
Паспорт проекта
на тему:
«Дано око, чтоб видеть далеко»
Разработчик проекта:
воспитатель
Воробьева О.В.
г. Нижний Новгород
Ленинский район
Пояснительная записка
С самого рождения мы познаем мир через глаза. Глаза даны человеку, чтобы видеть мир, они – способ познания объемного, цветового и стереоскопического изображения и сохранение зрения является одним из важнейших условий активной деятельности человека в любом возрасте.
В наше время, время прогресса, когда люди много времени проводят возле телевизоров и компьютеров, начиная с раннего возраста, сохранность зрения становится проблемой не только у взрослых, но и у детей. Болезни глаз не только медицинская, но и социальная проблема, потому что 90% информации ребёнок получает через органы зрения. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей за последнее время количество здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз. По данным Минздрава, в России сейчас каждый четвертый – близорук, а сколько еще страдающих дальнозоркостью и астигматизмом. И самое обидное, что у большинства детей зрение ухудшается уже в детском саду.
Сохранить зрение, научить ребенка рационально им пользоваться – важнейшая задача, которая должна решаться во всех образовательных учреждениях и родителями в условиях семейного воспитания. Глаз – это орган, который пока нельзя воссоздать. Известно, что только в сетчатке имеется 150 млн. клеток. Если они гибнут – их не восстановить, и человек обречен быть слепым. У. Шекспир полагал, что смерть – меньшее несчастье, чем слепота.
Взрослые вполне сознают, что зрение имеет особо важно значение в жизни человека, поскольку порядка трех четвертей информации, что поступает в наш мозг, проходит именно через глаза. Однако даже они зачастую не знают, что и как следует делать для сохранения зрения своего ребенка.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
1 |
Наименование проекта |
Познавательно – исследовательский
краткосрочный – 1 месяц |
2 |
Участники проекта |
воспитатели
воспитанники старшей группы ДОУ
родители |
3 |
Актуальность
|
? ? ?В настоящее время в век информационных технологий для стран всего мира характерным является увеличение количества детей, имеющих различные нарушения развития. Нарушения зрения занимают в этом перечне одно из центральных мест. Кроме того, с каждым годом растёт количество детей, входящих в группу риска по зрению, то есть детей, у которых при появлении даже незначительных неблагоприятных факторов могут возникнуть проблемы со зрением.
Я умею думать, я умею рассуждать,
Что для зрения полезно, то и буду выбирать! |
4 |
Цель проекта |
Проект направлен на объединение усилий семьи и ДОУ в ранней профилактике сохранения зрения у детей дошкольного возраста, пропаганду ценностей здорового образа жизни.
|
5 |
Задачи |
- формировать у детей представления о способах сохранения зрения, расширить представления об опасностях, угрожающих зрению человека в современной повседневной жизни, в быту
- развивать практические навыки и приёмы, направленные на сохранение и укрепление зрения в повседневной жизни.
- воспитывать бережное отношение к своему зрению. |
6 |
Методы |
?-Наглядный (рассматривание иллюстраций, картин, просмотр мультфильмов, презентаций, видеороликов)
- Практический (рисование, аппликация, лепка)
-Словесный (беседы, чтение художественной литературы, рассказы из опыта, объяснение)
- Игровой (дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые игры, режиссерские игры, игры-драматизации, театрализованные, игры-фантазии, проблемные и игровые ситуации). |
7 |
Сроки реализации |
01.03-30.03 (календарный месяц) |
8 |
Практическая значимость?проекта |
Организация проектной деятельности, направленная осознание детьми необходимости бережного отношения к зрению, поможет эффективно организовать воспитательно-образовательную работу по формированию культуры зрения воспитанников и членов их семей, сформировать привычку к ЗОЖ. |
9 |
Этапы реализации проекта |
1. Поисковый, аналитический
Выявить уровень сформированности у воспитанников старшего дошкольного возраста и их родителей представлений о сохранении зрения, ведению здорового образа жизни.
2. Практический
Реализация образовательного проекта, направленная на формирование привычки к ЗОЖ у старших дошкольников
3. Презентационный, итоговый.
Определение эффективности мероприятий в организации работы по формированию элементарных правил профилактики снижения остроты зрения у детей старшего дошкольного возраста.
|
10 |
Ожидаемые результаты реализации проекта |
– Овладение детьми комплексами упражнений для профилактики снижения остроты зрения, – наличие представлений о приёмах защиты органов зрения, о строении и функции глаз, о причинах заболевания глаз. |
11 |
Ресурсное обеспечение |
1. Групповое помещение, музыкальный зал
2. Физкультурное оборудование и спортивный инвентарь.
3. Картотеки подвижных и дидактических игр, зрительной гимнастики, конспекты бесед, ООД, пальминг.
4. Детская и методическая ?литература, иллюстративный материал
5. ИКТ, медиатека. |
2. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
|
Подготовительный этап |
|
1 |
На данном этапе изучили литературу, подготовили материалы по данной теме, разработали формы работы с детьми, родителями, отобрали художественный, иллюстративный материал для оснащения познавательной среды в группе, подобрали дидактические игры и зрительные гимнастики для развития зрительного восприятия, провели консультации для родителей с целью ознакомления с темой проекта, раздали им домашнее задание (подготовить презентацию по теме проекта), разработали план мероприятий по реализации проекта. |
01.03.18 – 07.03.18 |
Воспитатели
|
|
Основной этап |
|
2 |
Физкультурно-оздоровительные мероприятия:
?- Разучивание и закрепление зрительных гимнастик, пальминга, физкультминуток,
- проведение физкультурных развлечений, эстафета «Детское многоборье»,
- подвижные игры и упражнения с метанием в цель |
Ежедневно
|
Воспитатели
|
|
3
|
Беседы
«Я и мое зрение»
«Правильное питание – залог здорового зрения»,
«Зрение — орган познания»,
«Роль зрения в жизни человека», «Кто как видит?»
Чтение художественной литературы
Р.н.с. «Крошечка-хаврошечка»,
«У страха глаза велики»,
заучивание стихотворения Н. Орловой «Ребятишкам про глаза», М. Ильинской «Детям про глазки», В. Бианки «Глаза и уши», Н. Кнушевицкая «Глаза»,
С. Погореловский «Про глаза-глазенки, про глаза - глазища», Н. Орлова: «Ребятишкам про глаза», «Телевизор», «Про очки», «Береги свои глаза»,?
|
12.03
16.03
19.03
23.03
26.03 |
Воспитатели |
|
4 |
ИКТ
-Просмотр и обсуждение мультфильмов и видеороликов:
«Фиксики», «Аркадий Паровозов», «Детям о глазах», «Профессор Почемушкин».
- Просмотр презентации
«Что умеют наши глазки», «Здоровье глаз», «Берегите зрение» |
Ежедневно в режимных моментах |
|
|
5 |
ООД? |
Воспитатели
|
|
- «Как устроен наш глаз»
- «Что умеют наши глазки»
- «Как сохранить свое зрение»
- «Вкусные друзья здоровых глазок» |
13.03
17.03
24.03
28.03 |
|
|
|
|
6 |
Сюжетно – ролевые игры
«Кабинет окулиста»
Дидактические игры:
«Лабиринт»,
«Веселый контур»,
«Составь целое»,
«Цепочка действий»,
«Разрешается – запрещается», «Полезно – вредно» с использованием авторского пособия «Умная шкатулка»,
«Научим Незнайку смотреть телевизор»,
«Сам себе не навреди, глаза свои ты береги»,
|
Ежедневно в режимных моментах |
Воспитатели |
|
7 |
Проблемные игровые ситуации:
«Хозяйка – морковка спешит к нам на помощь»,
«Подружка – черничка у нас в гостях»,
«В гости к Мишутке»,
«Винни-Пух в гостях у Кролика», |
Ежедневно в режимных моментах |
|
|
8 |
Художественное творчество:
«Мои веселые глазки»,
«Я за здоровый образ жизни»,
«Нарисуй себя здоровым»,
«Как устроен глаз» |
В режимных моментах |
? ? ? Воспитатели |
|
9 |
Опытно – экспериментальная деятельность «Что видит слепой человек?»
«Зоркий глаз» |
В режимных моментах |
Воспитатели |
|
10 |
Работа с родителями:
- Памятки «Зрительная гимнастика для детей», «Как сохранить хорошее зрение!»
- Консультации
«Как сохранить глаза здоровыми», «Гимнастика для глаз», «Будут здоровыми глазки всегда, если полезная в доме еда», «Здоровые глаза – здоровый малыш», - Конкурс на лучшую презентацию «Зрение и забота о нем»,
- Родительское собрание с приглашением врача – окулиста из поликлиники № 32. |
|
Воспитатели,
родители воспитанников |
|
3. Итоговый |
|
|
-Открытое занятие «Как сохранить свое зрение».
- Проведение родительского собрания с приглашением врача – окулиста из детской поликлиники, презентация данного проекта на родительском собрании «Дано око, чтобы видеть далеко»
- картотека электронных презентациий, выполненных родителями воспитанников: «Оптические приборы, которые помогают хорошо видеть», «Глаза вам говорят Спасибо!», «Как устроен глаз» и т. д.
- игровое дидактическое пособие «Волшебная шкатулка»
|
21.03
29.03
|
Воспитатели, родители воспитанников |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рефлексия
Работая над проектом, дети узнали, как можно поддержать, укрепить и сохранить здоровье глаз. В процессе реализации проекта «Дано око, чтобы видеть далеко» дети познакомились с глазом, узнали об его строении, причинах, вызывающих ухудшение зрения и правилах, благодаря которым, можно сохранить и укрепить зрение. Поняли, что необходимо внимательней относиться к себе, к своему здоровью.
Использование гимнастик для глаз, пальминга позволили снимать зрительное напряжение детей, повысили зрительную работоспособность, улучшили кровообращение и способствовали предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний. Таким образом, цель и задачи проекта выполнены
В ходе проведения различных форм работы, а именно бесед, игровых и проблемных ситуаций, дети осознали прямую зависимость состояния здоровья от употребления полезной пищи. Это позволило сформулировать проблему следующего проекта «Здоровье близко, ищи его в миске»
Используемая литература и интернет - ресурсы?
1. Борисова М. М. Малоподвижные игры и игровые упражнения
Гришина. Г.Н. Игры для детей на все времена.?
2. Лопатина А.В. 600 творческих игр для больших и маленьких.—М.: ООО «Книжный дом Локус», 2002.?
3. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. -- СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.?
4. Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. – СПб.: речь; М.: Сфера, 2010г
http://www.zdorobr.org/
http://childschool.ucoz.ru/pub
http://www.giport.ru/news/8411
Приложение 1
Картотека зрительных гимнастик
«Веселый мяч»
Веселый мяч помчался вскачь.
(Дети смотрят вдаль.)
Покатился в огород,
Докатился до ворот,
(Смотрят на кончик носа, вдаль.)
Покатился под ворота,
(Смотрят вниз.)
Добежал до поворота.
(Выполняют круговые движения глазами.)
Там попал под колесо.
Лопнул, хлопнул – вот и все.
(Закрывают глаза.)
«Два мяча»
— Послушайте сказку И.п.: спина прямая, голова прямая, неподвижно.
про два?мяча. Они большие
шалунишки,?любят бегать,
прыгать так быстро, что нам
их не догнать, поэтому мы
будем их «догонять»?глазками.
Жили-были у Иринки
Два мяча в одной корзинке:
Красный — важный и пузатый,
Крошка-мячик — плутоватый,
Развеселый игрунок —
Всем мешал, как только мог!
Мяч большой и крошка-мяч
Как-то раз пустились вскачь.
Вправо-влево мяч большой Движения глазами вправо-влево.
Прыгал очень хорошо! Повторить 5 раз
Раз и два, туда-сюда,
Не догонишь никогда!
Крошка-мяч прыгучий очень, Движения глазами вправо-влево.
Скачет, скачет, как захочет, Повторить 5 раз.
Вверх-вниз, вверх-вниз,
Зацепился и повис.
А как выбраться — не знает. Перемещение взгляда по диагонали.
Мяч большой не унывает. Повторить 5 раз.
Скачет бойко — скок да скок,
Снизу вверх, наискосок,
Сверху вниз, наискосок.
Крошке-мячику помог
«Ах, как долго мы писали».
Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали.?(Поморгать глазами.)
Посмотрите все в окно,?(Посмотреть влево-вправо.)
Ах, как солнце высоко.?(Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем,?(Закрыть глаза ладошками.)
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем,?(Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз,?(Посмотреть вниз.)
Жмурься сильно, но держись.?(Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими)
«Носик» (по методике йогов).
Смотрит носик вправо-влево,
Смотрит носик вверх и вниз.
Что увидел хитрый носик?
Ну, куда мы забрались? |
Резко перемещают взгляд вправо и влево
Резко перемещают взгляд вверх и вниз.
Мягко проводят указательными пальцами по векам. |
«Солнечный зайчик» (в соответствии с методикой йогов).
Солнечный мой заинька,
Прыгни на ладошку.
Солнечный мой заинька,
Маленький, как крошка.
Прыг на носик, на плечо.
Ой, как стало горячо!
Прыг на лобик, и опять
На плече давай скакать.
Вот закрыли мы глаза,
А солнышко играет:
Щечки теплыми лучами
Нежно согревает. |
Дети вытягивают вперед ладошку.
Ставят на ладонь указательный палец другой руки. Прослеживают взглядом движение пальца, которым медленно прикасаются сначала к носу, вновь отводят вперед, затем последовательно дотрагиваются до одного плеча, лба и другого плеча, каждый раз отводя палец перед собой.
Голова все время находится в фиксированном положении. Закрывают глаза ладонями. |
«Осень»
Вот стоит осенний лес!
В нем много сказок и чудес!
Слева - сосны, справа – ели.
Дятел сверху, тук да тук.
Глазки ты закрой – открой
И скорей бегом домой! |
Выполняют круговые движения глазами
Выполняют движения глазами влево – вправо
Выполняют движения глазами вверх – вниз |
***
Осень по опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью поводила.
Пожелтел орешник и зарделись клены,
В пурпуре осинки, только дуб зеленый.
Утешает осень: не жалейте лета,
Посмотрите – осень в золото одета! |
Круговые движения глазами : налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево - вниз
Посмотреть влево – вправо.
Посмотреть вверх – вниз.
Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз. (повторить 2 раза). |
***
Жёлтый - ?красный
Красный – жёлтый ?
Разный ?красный.
Жёлтый разный.
Это ветер листья носит.
Звонкий ветер.
?Это осень… |
-прослеживание глазами за движением ?листочка
вверх – вниз, вправо – влево 6-8 раз.
- движение глазами по кругу в одну и другую стороны 4-6раз.
- поморгать и закрыть глаза. |
«Листья».
Ах, как листики летят,
Всеми красками горят
Лист кленовый, лист резной,
Разноцветный, расписной.
Шу-шу-шу, шу- шу- шу.
Как я листиком шуршу.
Но подул вдруг ветерок,
Закружился наш листок,
Полетел над головой
Красный, желтый, золотой.
Шу-шу-шу, шу-шу-шу.
Как листиком шуршу.
Под ногами у ребят
Листья весело шуршат,
Будем мы сейчас гулять
И букеты собирать
Шу-шу-шу, шу-шу-шу.
Как я листиком шуршу. |
Круговые движения глазами:
налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз.
Посмотреть влево – вправо.
Посмотреть вверх – вниз.
Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз.
Посмотреть влево – вправо.
Посмотреть вверх – вниз.
Посмотреть вниз.
Посмотреть вверх.
Посмотреть влево – вправо.
Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем. |
«Прогулка в лесу».
Мы отправились гулять. Шагают на месте
Грибы - ягоды искать
Как прекрасен этот лес.
Полон разных он чудес.
Светит солнце в вышине, смотрят вверх
Вот грибок растет на пне, смотрят вниз
Дрозд на дереве сидит, смотрят вверх
Ежик под кустом шуршит. смотрят вниз
Слева ель растет - старушка, смотрят вправо
Справа сосенки - подружки. смотрят влево
Где вы, ягоды, ау! повторяют движения глаз
Все равно я вас найду! влево - вправо, вверх - вниз.
«Весёлая неделька».
- Всю неделю по - порядку,
Глазки делают зарядку.
-?В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту. |
Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение). |
-?Во вторник?часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда. |
Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение). |
-?В среду?в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем. |
Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения) |
-?По четвергам?мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны. |
Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации) |
-?В пятницу?мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать. |
Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз) |
- Хоть?в субботу?выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки. |
Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз) |
-?В воскресенье?будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать. |
Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение) |
- Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя! |
|
Деревья
Ветер дует нам в лицо. Часто моргают веками.
Закачалось деревцо. Не поворачивая головы, смотрят вправо- влево.
Ветер тише, тише, тише… Медленно приседают, опуская глаза вниз.
Деревца все выше, выше! Встают и глаза поднимают вверх.
«Ёлка».
Вот стоит большая елка,
Вот такой высоты.
У нее большие ветки.
Вот такой ширины.
Есть на елке даже шишки,
А внизу – берлога мишки.
Зиму спит там косолапый
И сосет в берлоге лапу. |
Выполняют движения глазами.
Посмотреть снизу вверх.
Посмотреть слева направо.
Посмотреть вверх.
Посмотреть вниз.
Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза. |
Все больного навещают,
Все больного угощают:
Кто морошкой,
Кто черникой,
Кто сушеной земляникой. |
Переводят взгляд вверх-вниз, вправо-влево. |
«Кошка».
Вот окошко распахнулось, Разводят руки в стороны.
Кошка вышла на карниз. Имитируют мягкую, грациозную походку кошки.
Посмотрела кошка вверх Смотрят вверх.
Посмотрела кошка вниз. Смотрят вниз.
Вот налево повернулась. Смотрят влево.
Проводила взглядом мух. Взглядом проводят «муху» от левого плеча ?к правому.
Потянулась, улыбнулась
И уселась на карниз. Дети приседают.
Глаза вправо отвела,
Посмотрела на кота. Смотрят прямо.
И закрыла их руками. Закрывают глаза руками.
***
Мы поскачем на лошадке (Прослеживание глазами за предметом.)
Вправо – влево. (Вправо - влево.)
Вверх – вниз. (Вверх – вниз.)
«Мой щенок»?(Е. Раннева).
Я щенка нарисовал, милого, смешного. (большой круг)
В целом мире не найти друга мне такого! (малый круг)
Он протягивает лапу (по траектории восьмерка).
И глядит лукаво.
Убежать бы из рисунка – солнце светит справа (смотрим глазами вправо).
Слева луг цветет веселый посмотрим глазами налево,
Убегает вдаль река (посмотрим вниз).
На другом большом рисунке
Конь взлетает к облакам (поднимем глаза вверх).
«Ослик».
(Дети совершают движения глазами в соответствии с текстом)
Ослик ходит выбирает,
Что сначала съесть не знает.
Наверху созрела слива,
А внизу растет крапива,
Слева – свекла, справа – брюква,
Слева – тыква, справа – клюква,
Снизу - свежая трава,
Сверху – сочная ботва.
Закружилась голова,
Кружится в глазах листва,
(Выполняются круговые движения глазами.)
Выбрать ничего не смог
И без сил на землю слег.
(Закрывают глаза.)
***
Хомка - хомка хомячок ,
Полосатенький бочок.
Хомка рано встаёт
Глазки свои хомка трет.
Поморгает – раз, два, три
Вдох и выдох. Посмотри
Далеко ручей бежит,
На носу комар пищит.
Смотрит хомка выше, ниже,?
Вправо, влево, дальше, ближе…
Осмотрел он все кругом
Прыг! и в норочку бегом!
Здоровый образ жизни
А сейчас, а сейчас
Всем гимнастика для глаз.
Глаза крепко закрываем,
Дружно вместе открываем.
Снова крепко закрываем
И опять их открываем.
Смело можем показать,
Как умеем мы моргать.
Головою не верти,
Влево посмотри,
Вправо погляди.
Глазки влево, глазки вправо -
Упражнение на славу.
Глазки вверх, глазки вниз,
Поработай, не ленись!
И по кругу посмотрите.
Прямо, ровно посидите.
Посидите ровно, прямо,
А глаза закрой руками.
***
Глазки видят всё вокруг,?
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано -
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
Приложение 2
«Накладывание глаз ладонями (пальминг)»
Пальминг (происходит от слова palm — ладонь) — упражнение, которое скорее всего было заимствовано Бэйтсом из немедикаментозных методов лечения, издавна применяемых в Азии, в частности в Индии и Китае. Описание аналогичных упражнений можно встретить в древних трактатах по Йоге в разделах, относящихся к медитации и расслаблению. Нередко встречается оно и в работах современных индийских авторов по нетрадиционным естественным методам лечения. Это упражнение выполняется когда чувствуется напряжение глаз. Выполняется упражнение на мысленное представление. Несмотря на кажущуюся простоту, упражнение сложное, особенно его психологическая часть.
Упражнение выполняется следующим образом: сидя в кресле, принимаем удобное положение, закрываем глаза, накладываем ладони на глаза, делаем пальминг: чем более чёрный цвет перед глазами, тем больше расслабления они испытывают. В это же время старайтесь не задерживать мысли на чем- то важном, серьёзном, можно представить себя в какой-то спокойной приятной обстановке. Мозг тоже должен отдыхать. Если выполнять это упражнение 2-3 раза в день по 10 минут ежедневно, через некоторое время можно заметить значительное улучшение зрения.
Это один из самых простых и естественных методов коррекции зрения.
Приложение 3
Конспект ООД?
для детей старшего дошкольного возраста «Как сохранить свое зрение»
Цель занятия:?
?- продолжать формировать элементарные представления о роли органа зрения как одного из основных органов чувств в жизни человека;?
- подвести детей к пониманию того, как нелегко живется слепым людям, формировать гуманные чувства по отношению к инвалидам;?
- продолжать формировать интерес к познанию своего тела;?
- воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму.?
Предварительная работа:?
- беседы об органах чувств у животных и человека;
- чтение художественной литературы;
- сюжетно-ролевые игры "Больница", "Кабинет окулиста".?
Ход занятия.?
Воспитатель.?Дети, посмотрите, сколько гостей сегодня к нам пожаловало, и все они смотрят на вас добрыми милыми глазами, и вы тоже посмотрите на них, улыбнитесь им и поздоровайтесь. (Дети здороваются с гостями). А теперь давайте прочитаем стихотворение о нашем теле.?
Есть на пальцах наших ногти,?
На руках запястья, локти.?
Темя, шея, плечи, грудь.
И животик не забудь.?
Бедра, пятки, две стопы,?
Голень и голеностоп.?
Два колена и спина,?
Но она всего одна.?
Есть у нас на голове?
Уха два и мочки две.?
Брови, скулы и виски.
И глаза, что так близки.?
Щеки, нос и две ноздри,?
Губы, зубы – посмотри.?
Подбородок под губой.
Вот что знаем мы с тобой!?
Как много частей тела вы назвали, а теперь отгадайте мою загадку. Два брата через дорогу живут, а друг друга не видят. (Глаза). Правильно.?
Воспитатель.?Хотите больше узнать о своих глазах? Я сейчас превращусь в доктора и все вам расскажу о глазах. (Воспитатель надевает халат и медицинский колпак). Садитесь на стулья, и рассмотрим, как устроен наш глаз. Давайте посмотрим друг другу в глаза. Какие они? На что они похожи? (Рассматривание слайда с изображением глаза).?
Глаза у нас круглые, похожи на шар, яблоки, (показ глазных яблочек), они так и называются глазные яблоки. Они двигаются влево-вправо, вверх-вниз, по кругу.?
Вот эта часть у всех людей разного цвета. (Показ радужной оболочки). А почему она так называется? (Ответы детей). В центре радужной оболочки есть черная точка. Это зрачок. Если света много, то он маленький, а в темноте он становится большим. Посмотрите друг другу в глаза, какой сейчас зрачок? (Рассматривание друг у друга величины зрачка).?
Природа заботливо оберегает глаза: они расположены в углублениях – глазницах-домиках. Закрывает этот «дом» специальная дверца под названием - веко. Когда появляется опасность для глаз, веки по приказу мозга быстро закрываются. Когда отдыхают, тоже закрываются.?
На веках есть волоски и называются они ресницы, реснички-сестрички. Они защищают глаза от пыли, мусора, который может попасть в глаза. (Рассматривание ресничек друг у друга). Сверху над глазами есть еще защитники – это брови. Потечет пот со лба - его остановит бровь. Ветер понесет в глаза пыль - ее задержат реснички. (Показ и рассматривание бровей и ресничек).?
Для чего нам нужны глаза? (Ответы детей). Когда наши глаза открыты, мы постоянно рассматриваем то, что находится перед глазами. Глазами мы видим весь мир, читаем книги, смотрим телевизор, видим разные предметы: их форму, величину, цвет. Посмотрите на эту картинку и скажите, что вы видите? (Рассматривание геометрических фигур разного цвета, формы и величины). Теперь закройте глаза, и все как - будто исчезло, одна чернота. (Для большей убедительности можно предложить детям закрыть глаза и рассказать, что они ощущают). Откройте глаза и все опять появится. Как бы мы жили, если бы у нас не было глаз??
Игры "Узнай закрытыми глазами", "Узнай по голосу", "Пройди с закрытыми глазами".?
Воспитатель.?Вы что-нибудь видели закрытыми глазами? А открытыми? Есть люди, которые ничего не видят или видят очень плохо, их называют слепыми и слабовидящими. Как думаете, им хорошо живется. (Ответы детей). Они не видят красоту природы, не видят вокруг себя ничего, у них постоянная ночь в глазах. Как думаете, а слепые люди умеют читать? (Ответы детей). Да, они умеют читать по особенным книжкам, они читают руками по выпуклым буквам. Как думаете, а зрение животных отличается от зрения людей? (Показ слайдов с глазами животных). Кто из птиц лучше всего видит? А кто видит в темноте или ночью? А у какого животного самые большие глаза? А у кого много глаз? А у кого глаза не двигаются? Да, звери, птицы, рыбы, насекомые отличаются от нас зрением, кто-то видит лучше нас, а кто-то хуже. Но глаза нужны всем.?
Как думаете, а зрение, глаза нужно беречь? (Ответы детей). Чтобы глаза лучше видели, для них также как и рукам, ногам и всему нашему телу нужна гимнастика. Я хочу научить вас простым упражнениям, выполняя которые вы сможете надолго сохранить свои глаза здоровыми. (Проведение гимнастики для глаз).
- зажмурить сильно глаза и открыть (4раза);
- поморгать глазами (5сек.);
- посмотреть влево-вправо (по 4р.);
- снова поморгать глазами(5сек.);
- посмотреть вверх-вниз (по4р.);
- снова поморгать глазами;?
- посмотреть на указательный палец перед собой, затем вдаль;
- снова поморгать глазами(5сек.);
- сложить ладошки домиком и положить на глаза (счет до 5 и обратно).
?Еще надо запомнить правила, как беречь глаза. Сейчас я их вам назову, а вы за мной повторите:
- читай и рисуй при хорошем освещении, при этом держи спину прямо и не наклоняйся низко к столу;
- устали глаза - сделай гимнастику для глаз;
- не смотри на солнце, сварку и другие яркие предметы без защитных очков из темного стекла;
- не смотри долго телевизор и не садись близко к экрану телевизора;
- не три глаза руками, если особенно они грязные;
- если в глаз что-нибудь попало, промой его водой, если мусор не вынимается, то срочно обращайся за помощью.?
Воспитатель.
Глаза умеют говорить,
Кричать от счастья или плакать,
Глазами можно ободрить,
С ума свести, пуститься в драку...
Глаза одних сверкают солнцем,
Глаза других наполнены слезой...
Глаза способны отражать любое чувство,
Они всегда честны с тобой.
Когда узнать захочешь человека,
Смотри в глаза - в них зеркало души
Они не станут врать, ведь не дано им это.
Глаза не врут - они всегда чисты!
Глаза откроют множество секретов,
Ты только повнимательней смотри.
И если на вопросы ищешь ты ответы,
Взгляни в глаза - в них зеркало души
Не знают устали глаза,
Что видят всюду, то внимают,
Пусть не коснется их слеза,
Лишь счастьем пусть они сияют.
Рефлексия
Приложение 4
Опытно-исследовательская деятельность
1. «Что видит слепой человек?»
Цель: дать возможность определить ценность сохранения зрения.
Дети работают в парах, одному из детей завязываются глаза. На два стола выставляются два одинаковых набора предметов (например, красный и синий кубики, пирамидки, игрушечные чашки и тарелки, цветные карандаши и т.д.), по заданию взрослого дети должны показать определенный предмет. Затем проверяется правильность выполнения задания.? С помощью взрослого дети приходят к выводу, что когда глаза завязаны, то мы ничего не видим
2. «Зоркий глаз»
Цель: определить особенности нашего зрения в зависимости от освещения.
Первый экспериментатор (одновременно со вторым): посмотреть на включенную лампочку не защищенными глазами 1 минуту. Второй экспериментатор (одновременно с первым): посмотреть на включенную глазами 1 минуту лампочку (один глаз защищен пиратской повязкой).
По истечении времени назвать предмет, изображенный на карточке.
Вывод: глазам требуется несколько минут для адаптации к различным световым условиям.