Персональный сайт педагога

 

Воспитатель МБДОУ "Детский сад № 340"

Воробьёва Ольга Васильевна

Технология проектов

 

 

 

В соответствии с требованиями современного образования, в соответствии с нормативно-правовыми документами ( Законе РФ «Об образовании в РФ», национальной доктрине образования в РФ, концепции модернизации российского образования, ФГОС) образовательные учреждения должно: 

обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности; 

обеспечить индивидуальный подход для каждого ребенка; 

реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и суждений; 

помнить, что ребенок активный участник педагогического процесса; 

привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираться на их интерес, учитывая их социальный опыт; 

обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей. 

Поэтому необходимы новые наиболее эффективные пути и средства решения поставленных задач перед образовательным учреждением и нами — педагогами. Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей, является проектная деятельность. По определению профессора У.Х. Киллпатрика, который разработал «Проектную систему обучения», «метод проектов», «Проект — есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью». 

От современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов исследовательского и проектного обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам проектного и исследовательского поиска. 

Это еще важно и потому, что самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Напротив, знания, усвоенные путем выучивания, по глубине и прочности обычно существенно им уступают. Не менее важно и то, что для ребенка естественнее и поэтому гораздо легче постигать новое, действуя подобно ученому (проводить собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения), чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде». 

В результате этой технологии, дети становятся активными участниками воспитательного процесса. Это дает возможность познать себя, не ощущая «давления» взрослых. Опыт самостоятельной деятельности развивает в детях уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения. Если ребенок не приобретает положительного опыта творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему недоступно. А ведь именно через творческие способности человек может наиболее полно раскрыться как личность. Современное общество предъявляет большие требования к таким качествам личности, как креативность, способность к саморазвитию. 

Коллективные переживания, а также радость от успеха, гордость от одобрения взрослых сближает детей друг с другом, способствует улучшению микроклимата в группе. Проектная деятельность позволяет любой коллектив превратить в сплоченную команду, где каждый ребенок чувствует себя нужным в решении важной задачи. Считаю, что проектную деятельность можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагогов, воспитанников и родителей. Привлечение родителей в проектную деятельность имеет большую ценность: 

они становятся активными участниками процесса обучения своих детей, папы и мамы чувствуют себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают все новые умения. 

развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста. 

Основной целью проектного метода в детском саду является: развитие свободной творческой личности. Основными задачами по достижению цели являются: 

Задачи развития: 

обеспечение психологического благополучия и здоровья детей; 

развитие познавательных способностей детей; 

развитие творческого воображения; 

развитие творческого мышления; 

развитие коммуникативных навыков. 

Задачи исследовательской деятельности (они специфичны для каждого возраста). 

В старшем возрасте это: 

формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы 

развитие умений определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно 

формирование умения применять данные методы с использованием различных вариантов 

развитие умения вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности. 

В проектно-исследовательской деятельности дети получают возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому надо учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс по модели личностно- ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования. В своей работе с детьми использовать метод проектов и исследовательскую деятельность. 

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность детей — индивидуальную, парную, групповую, которую ребята выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование различных знаний, умений. 

Учитывая возрастные психологические особенности детей, разработан? поэтапный план-схему осуществления проекта, где отражены наиболее яркие формы работы по данному направлению. В зависимости от задач проекта. 

Работу над проектами надо строить в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Совместно обсудив план — проект и нацелившись на дальнейшую работу, привлекать родителей? в реализацию поставленных задач. Вместе с детьми они могут принимать участие в изготовлении плакатов, поделок, кормушек для птиц, коллажей, выпуске газет, которые использовались для оформления различных тематических выставок в дошкольном учреждении. С их помощью? приобрести познавательную литературу для детей. 

Для развития познавательной активности детей и поддерживания интереса к исследовательской деятельности в группе можно? оформить и оборудовать «уголок экспериментирования». 

В процессе развития у детей? постепенно углубляются знания, развиваются умственные способности, формируется отношение к окружающему миру, происходит становление личности. 

развивается память, закладываются основы мыслительной деятельности. Дети уже могут делать самостоятельные суждения, высказывать свое мнение. 

 начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребенка. Мотивы приобретают относительную устойчивость. Среди них выделяются доминирующие мотивы — преобладающие в формирующейся мотивационной иерархии. Это ведет к появлению волевых усилий для достижения поставленной цели. 

Одним из мотивов может быть поиск ответов на свои вопросы, ведь дошкольники вступают в возраст «почемучек». Теперь уже ребенок начинает понимать, что предмет не так прост, как ему казалось раньше, и начинает изучать предметы, пытаясь проникнуть в их устройство и сущность. Эту особенность детей я решила использовать в познавательном развитии дошкольников. 

Нужен  мониторинг знаний, умений и навыков детей по темам проектов, где? выявляется? уровень знаний дошкольников. 

Выстраивание отношений с родителями по принципам взаимосвязи, взаимодополнения, позволило создать максимальные условия для личностного роста и развития ребенка. 

Дети научились договариваться, прислушиваться к идеям своих товарищей, приходить к единому мнению при решении задач. Уровень умений детей составлять коллективные рассказы, создавать коллективные работы, договариваться с партнерами, объединяться в группы значительно вырос за период проектно — исследовательской деятельности. Дошкольники без затруднений вступают в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками; объединяются в группы для совместной деятельности; переживают за продукт деятельности всего коллектива. 

Во время проектной деятельности? видны отчетливые позитивные изменения в познавательном развитии детей. 

По теме «Театрализованная деятельность дошкольников в детском саду»?и, накопив достаточно материала, решила обобщить опыт своей работы, который, я думаю, может помочь педагогам в развитии познавательных интересов детей дошкольного возраста. 

В процессе работы над темой данного опыта я применяла несколько видов исследований для выявления уровня развития дошкольников: наблюдение, творческие игровые задания, тестирование, которые позволили уточнить недостаточно изученные темы и наметить путь устранения данных пробелов. 

Для работы над устранением пробелов в развитии дошкольников я использовала: 

Метод активного привлечения родителей к совместной деятельности 

Метод наблюдения за изменением и преобразованием объекта 

Метод демонстрации 

Метод объяснения нового материала 

Рассказ педагога 

Рассказ ребенка 

Чтение литературы 

метод детского исследования, 

метод проектов 

метод моделирования проблемных ситуаций 

метод рассуждения 

метод решения проблемных задач, ситуаций. 

Так как данные методы поддерживают детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи и актуальны по ряду причин: 

во-первых, помогают получить ребёнку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов. 

во-вторых, нестандартно действовать в самых разных обстоятельствах, основываясь на оригинальность мышления. 

в-третьих, к моменту поступления в первый класс ребенок научиться решать такие сложные задачи как: 

уметь видеть проблему и ставить вопросы; 

уметь доказывать; 

делать выводы и рассуждать; 

высказывать предположения и строить планы по их проверке. 

Проектная деятельность имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. 

На данном возрастном этапе дети активно интересуются изменениями в окружающей действительности. Поэтому мною были применены методы наблюдения и демонстрации, экспериментирования. В процессе работы дети с удовольствием рассматривали предметы, выявляли основные признаки, замечали изменения в процессе экспериментирования и рассказывали об этом. 

Для более полного усвоения материала мною были изготовлены театральные костюмы, декорации, придуманы небольшие сценки и спектакли при помощи которых закреплялись и углублялись знания дошкольников. 

Активная работа с родителями привела к тому, что они не только стали средством информации и поддержки ребенка, но и сами активно включились в проектную деятельность, а также обогатили свой педагогический опыт, испытали чувство сопричастности и удовлетворения от совместной с детьми работы. 

В процессе некоторых проектов были проведены тематические развлечения, творческие гостиные, мастер-класс, которые подводили итог нашей совместной деятельности. 

 

Основные этапы работы над проектами: 

 

Целеполагание: помогаю ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени; 

Разработка проекта – план деятельности по достижению цели; 

Выполнение проекта – практическая часть; 

Подведение итогов — определение задач для новых проектов. 

Последовательность работы над проектами: 

Ставит перед собой цель, исходя из интересов и потребностей детей; 

Вовлекает в решение проблемы (обозначение «детской цели»); 

Намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей); 

Обсуждает план с родителями; 

Обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ (творческий поиск); 

Вместе с детьми и родителями рисуют план – схему проведения проекта и вывешивают на видное место; 

Собирает информацию, материал (изучает с детьми план-схему); 

Проводит занятия, игры, наблюдения, опыты (мероприятия основной части проекта) и т.д.; 

Дает домашнее задание детям и родителям; 

Переходит к самостоятельным творческим работам (поделки, рисунки, альбомы, акции, КВН и т.д.); 

Организует презентацию проекта (праздник, открытое занятие…); 

Подводит итоги, выступает на педсовете, «круглом столе», проводит обобщение опыта. 

«Юным учёным» объясняется, что их задача состоит в том, что они должны подготовить небольшое «сообщение» по данной теме и красиво его оформить для представления перед своими друзьями. Но для того, чтобы сделать такое сообщение и представить свою работу, надо собрать всю доступную информацию по теме, обработать её и оформить. Как это можно сделать? 

Естественно, что для детей этого возраста сбор информации представляет собой новое и очень сложное дело. Поэтому следует предупредить, что есть много способов получения необходимых знаний. 

Здесь вырабатывается план действий. Попробуйте ответить на вопрос что уже известно, а что нет. Теперь легко будет сформулировать: «Что предстоит сделать?». Это и будет ваш план действий. 

— Что мы знаем по данной теме? 

— Что мы должны сделать, перед тем как начнём собирать информацию? 

— Как вы думаете, с чего начинает свою работу учёный? 

Необходимо подвести дошкольников к мысли, что нужно обдумать, какая информация нужна именно по данной теме. После того как ребята поняли это, на стол ставится карточка с символом «подумать». 

Следующий вопрос: 

— Где мы можем узнать что-то полезное по нашей теме? 

Отвечая на него, дети постепенно выстраивают линию из карточек: 

«подумать», 

«спросить у другого человека», 

«получить информацию из книг», 

«понаблюдать», 

«посмотреть по телевизору», 

«провести эксперимент», 

«обсудить в группе», 

«подведение итогов», 

«оформление результатов», 

«представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта 

«презентация проекта». 

Показателем эффективности внедрения метода проектирования в воспитательно-образовательную работу ДОУ я считаю: 

высокую степень развития любознательности детей, их познавательной активности, коммуникативности, самостоятельности; 

повышение готовности детей к восприятию нового материала; 

активное участие родителей в жизни ДОУ. 

Одним из приоритетных направлений моей педагогической деятельности является творческое развитие детей. Основная цель, которой — воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать, музыку, театр, природу, бережно относиться к ней и охранять ёё. 

? 

Анализируя, проделанную работу, я пришла к выводу, что проектная деятельность дошкольников является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно — ориентировано подхода к образованию. В проектной деятельности происходит формирование субъективной позиции у ребенка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, это в свою очередь способствует личностному развитию ребенка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе. Поэтому я и дальше буду использовать в своей работе метод проектирования.? Хочу реализовать проект «Сочини сказку сам». Очень заинтересовал проект «Там, где я родился». 

Результативность педагогического опыта. 

Основными средствами реализации проектно-исследовательской деятельности стали проекты, исследования, специальные занятия, при проведении которых гармонично сочетались разнообразные формы – круговые беседы, занятия, специализированные игры, эксперименты, чтение, рассказывание, театрализованные представления, конкурсы и выставкиотелось бы. чтобы в? организацию воспитательно-образовательного процесса были вовлечены не только педагоги ДОУ, но и родители. 

Результатами работы стали позитивные сдвиги в поведении как взрослых, так и детей. 

Особенность в проектно-исследовательской деятельности и взросло-детских проектах заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Совместный сбор материалов по теме занятия, игры, конкурсы, презентации раскрыли творческие способности детей, вовлекли родителей в воспитательный процесс что, естественно скажется на результатах. 

Решая различные познавательно- практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети приобрели способность сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции, удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – заложили у детей первые крупинки уверенность в своих силах, побудили к новому поиску знаний. 

Коллективные переживания сблизили детей друг с другом и со взрослыми, способствовали улучшению микроклимата в группе. Можно отметить, что используя проектно-исследовательскую технологию в воспитании и обучении дошкольников, организованная по ней, жизнедеятельность в детском саду позволило лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребёнка. 

Накапливая творческий опыт, дети при поддержке взрослых, в дальнейшем могут стать авторами исследовательских, творческих, игровых, практико-ориентированных проектов. 

Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта. 

Новизной данного опыта является комплексное использование ранее известных и современных методов и технологий для развития у детей познавательных интересов, структуризация практического и диагностического материала для дошкольников как в ДОУ так и в семье. Заинтересовавшись проблемой организации проектно — исследовательской деятельности дошкольников, мною ?была разработана модель развития поисково-исследовательской деятельности в ДОУ и семье, которая направлена на формирование способностей дошкольников самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности

 

 

Дата последнего обновления страницы 13.12.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»